Управление вездеходом требует особых навыков и знаний, так как эта техника предназначена для движения по сложным поверхностям, таким как снег, болото, песок и пересеченная местность. Для безопасной и эффективной эксплуатации вездехода необходимо учитывать ряд специфических правил и рекомендаций, касающихся маневрирования, использования передач и преодоления препятствий. В этой статье мы рассмотрим основные аспекты управления вездеходом, которые помогут водителям подготовиться к различным ситуациям и обеспечить надежную работу машины.
Общие правила
Первое и самое важное – к управлению гусеничным тягачом допускаются водители, имеющие права категории “Е”.
Чтобы избежать травм пассажиров и повреждений ходовой части, водитель должен снижать скорость при движении:
- по разбитой проселочной дороге с частыми ямами;
- по снежной целине, где могут скрываться различные препятствия;
- по извилистой лесной дороге с крутыми и неожиданными поворотами;
- через кустарники, где могут быть спрятаны пни, ямы, бугры и камни;
- по лесисто-болотистой местности, где между гусеницей и бортом транспортера могут попасть сухие деревья или их части;
- в других ситуациях, когда возможны неожиданные удары посторонних предметов о детали ходовой части.
Основы управления при движении транспортера
Для обеспечения безопасности и эффективной работы техники во время движения необходимо соблюдать следующие правила:
- внимательно следить за показаниями приборов. Если загорится лампочка, указывающая на перегрев охлаждающей жидкости, использование вездехода нужно прекратить;
- при падении оборотов двигателя под нагрузкой нужно перейти на низшие передачи;
- переключать передачи следует быстро, но при этом плавно, предпочтительно делать это на прямых ровных и участках пути;
- включать задний ход только после того, как транспортер полностью остановится;
- приближаясь к повороту, важно уменьшать скорость, если поворот резкий – следует переключиться на самую низкую передачу;
- объезжать препятствия, если есть сомнения, что снегоболотоход не может их преодолеть;
- избегать глубокой колеи, чтобы снегоболотоход не сел днищем на грунт;
- избегать движения по крутым склонам из-за возможности скольжения и снижения натяжения гусеницы, что может привести к её спаду;
- избегать прямых столкновений с пнями, деревьями, камнями и подобными препятствиями.
При движении с прицепом следует избегать складывания прицепа с вездеходом. Это может повредить как дышло прицепа, так и буксирное устройство транспортера.
Правила управления на поворотах
Когда транспортер предстоит войти в поворот, необходимо соблюдать ряд важных правил для обеспечения безопасности и сохранности техники:
- выбирайте места, где повороты проходят с меньшим сопротивлением, и избегайте совершения поворотов на наклонных участках;
- управляйте транспортером плавно, стараясь не допускать заносов и юза;
- избегайте резких и крутых поворотов при передвижении по труднопроходимым участкам, таким как болота, лед, переправа вброд, крутые подъемы и спуски, а также косогоры.
Как преодолевать препятствия?
Разнообразные препятствия, как например ямы, рвы и насыпи, следует преодолевать на низших передачах. Постарайтесь избегать резких поворотов. При подъеме на препятствие рекомендуется увеличить обороты двигателя.
На протяженных сложных участках (болотистая местность, грязь, глубокий снег) рекомендуется использовать низшие передачи. Если началось буксование гусениц, попытайтесь покинуть трудный участок задним ходом.
Перед крутым спуском – оцените его крутизну, проверьте состояние дороги на наличие ям, поворотов, а также оцените характер грунта. Для спуска рекомендуется использовать первую передачу и двигатель для торможения. Если невозможно избежать поворота на спуске, необходимо выполнить его мягко, чтобы избежать скольжения. Важно избегать резкого торможения во время спуска.
Как научиться управлять вездеходом?
ООО "Алтайтрансмаш-сервис" предлагает программу дополнительного профессионального образования для будущих водителей гусеничных тягачей категории "Е". После успешной сдачи экзаменов выпускники получают удостоверение, позволяющее управлять гусеничными тягачами с двигателем мощностью более 25,7 кВт. Получить водительское удостоверение данной категории можно с 17 лет.
В рамках лекционного курса учащиеся изучают следующие темы:
- как устроен тягач и как его правильно эксплуатировать;
- особенности ремонта и технического обслуживания техники;
- основы безопасного управления тягачом;
- законодательная база в сфере дорожного движения;
- приемы оказания доврачебной помощи при ДТП.
На практических занятиях происходит обучение вождению гусеничного тягача на снегоболотоходе собственного производства модели ГТ-ТР.
Узнать подробности того, как пройти обучение и получить права на вездеход, можно у наших менеджеров по телефону в шапке сайта. Если вы закажите звонок через форму обратной связи, мы свяжемся с вами уже через несколько минут и все подробно расскажем.