В мире, где технологии автомобильной промышленности постоянно развиваются, безопасность остается приоритетным вопросом для водителей и пассажиров. Особенно это актуально в случае гусеничных вездеходов, где экстремальные условия путешествия могут представлять серьезные вызовы. В данной статье мы рассмотрим пять основных правил обеспечения безопасности, которые необходимо соблюдать водителям, чтобы минимизировать риски и обеспечить безопасное и комфортное передвижение.
Правило №1: изучите основы управления вездеходом и получите права
Механик-водитель тягача может столкнуться с разными проблемами, поэтому перечень квалификационных требований к нему довольно обширный. Он должен уметь:
- обеспечить безопасное управление транспортным средством в различных погодных и дорожных условиях, в светлое и темное время суток;
- уверенно преодолевать различные преграды;
- готовить к буксировке и буксировать неисправный транспортер;
- заправлять вездеход специальными жидкостями и ГСМ;
- выполнять ежедневные осмотры перед выездом и необходимое техобслуживание;
- готовить к запуску и запускать двигатель при нормальных и минусовых температурах;
- устранять текущие неисправности, которые не требуют разборки узлов и агрегатов;
- организовать надежное крепление и сохранность груза/прицепа;
- соблюдать технику безопасности в процессе движения и на местах стоянки;
- оказывать первую медицинскую помощь.
Все эти знания можно получить, обучаясь по программе дополнительного профессионального образования по профессии: «Водитель гусеничного вездехода» категории «Е».
ООО «Алтайтрансмаш-сервис» занимается обучением водителей гусеничных вездеходов. В рамках образовательного процесса проходит курс лекций, на которых рассматриваются следующие темы:
- устройство и эксплуатация тягача;
- техническое обслуживание и ремонт;
- основы его безопасного управления, законодательная база в сфере дорожного движения, оказание медицинской помощи;
- обучение вождению гусеничного тягача на снегоболотоходе собственного производства модели ГТ-ТР.
Курс рассчитан на 78 часов, по его завершении учащиеся получают свидетельство о прохождении обучения и сдают экзамен в Гостехнадзоре. После успешной сдачи квалификационных экзаменов учащиеся получают удостоверение водителя гусеничного тягача и имеют право управлять самоходными машинами категории "E" – то есть гусеничными машинами с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт. Возраст, с которого можно получить права на управление гусеничными машинами категории "E",– 17 лет.
Правило №2: следуйте рекомендациям производителя
Каждый завод-изготовитель прописывает правила обслуживания и эксплуатации вездеходов, которые необходимо соблюдать для обеспечения безопасности водителя и пассажиров. Вот перечень основных рекомендации:
- используйте масла и горючее только тех производителей, которые указаны в инструкции по эксплуатации двигателей;
- не останавливайте горячий мотор сразу, это может привести к перегреву двигателя;
- поддерживайте температуру охлаждающей жидкости в диапазоне 75-78°;
- следите за исправностью узлов и элементов управления, отвечающих за безопасность движения;
- не допускайте загрязнения, замасливания, горючего в корпусе транспорта, особенно в моторном отсеке;
- запрещается буксировка по дорогам с крутыми подъемами в гололедицу, косогорами и спусками, а также буксировка более одного транспортного средства;
- если возникнет опасность затопления, заглушите мотор, переведите в исходное положение рукоятки управления, откройте крышку люка и покиньте транспортер.
Правило №3: готовьте транспортер перед поездкой
Перед любой поездкой необходимо тщательно проверять транспортное средство. В частности:
- проверять и регулировать натяжение гусениц на ровной поверхности;
- фиксировать брызговики в поднятом положении;
- проверять уровень жидкостей;
- чистить и своевременно менять фильтры;
- открывать аварийные люки на крыше перед выходом на воду;
- проверять чистоту решетки воздухозаборника особенно при температурах ниже -40°С, при движении по болотистой местности, в метель;
- проверить и по необходимости отрегулировать натяжение ремней и привода управления снегоболотоходом, проверить техническое состояние тормозов, рулевого управления, болтов крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала, указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных приборов, зеркал заднего вида.
- выполнять маневрирование, убедившись в безопасности маневра для пассажиров, пешеходов и других транспортных средств;
- перед сдачей назад убедиться в отсутствии людей и препятствий для движения;
- перед выходом из кабины, вытаскивать ключ из замка зажигания;
- периодически проверять исправное состояние буксирного устройства;
- при остановке на уклоне подложить под вездеход минимум 2 противооткатных упора;
- обращать внимание на несущую способность грунта: наличие водных преград, болот, снега, льда;
- при спуске с уклона притормаживать рабочим тормозом;
- входить в воду передним ходом на малой скорости при закрытых окнах;
- при пресечении водоемом надевать спасательные жилеты как водителю, так и пассажирам.
- проводить внешний осмотр;
- проверять уровни;
- при необходимости доливать технические жидкости;
- осматривать подкапотное пространство на наличие/отсутствие протечек технических жидкостей;
- проверять тормозную и топливную систему, электрооборудование и всех систем, отвечающих за безопасность.
- провести диагностику ДВС и главной передачи;
- выполнить смазку элементов;
- заменить фильтры и масло;
- проверить и при необходимости подтянуть крепления крышек опорных катков, направляющих и ведущих колес,главной передачи, бортовых передач,тормозных барабанов, зубчатых муфт бортовых карданных валов;
- проверить внешним осмотром и при необходимости подтянуть наружные крепления составных частей снегоболотохода (двигателя, топливных баков, редуктора вентилятора, генератора, воздухоочистителя, главной передачи);
- проверить заряженность аккумуляторных батарей, чистоту наконечников и плотность подсоединения к клеммам стартера и аккумуляторных батарей. При необходимости зачистить наконечники, клеммы и подтянуть их крепления;
- проверить состояние бандажей опорных катков; визуально проверить корпус снегоболотохода на герметичность, нет ли пробоин, наличие и затяжку пробок, болтов лючков днища;
- при преодолении водных преград проверить сетку водооткачивающего насоса и клапан выброса воды;
- проверить работу генератора и реле-регулятора.
В процессе движения транспортного средства водитель должен соблюдать ряд правил, чтобы обеспечить безопасность пассажиров и груза:
Правило №5: не забывайте про техобслуживание
Проведение всех регламентных работ по техническому обслуживанию вездехода является неотъемлемым условием для предоставления гарантии производителем.
Кроме того, проведение техобслуживания гарантирует надежную и длительную работоспособность Вашего вездехода.
Ежедневно либо перед каждым выездом необходимо проводить ежедневное обслуживание транспортного средства:
После отработки двигателем 1000-2000 км (50 часов работы двигателя) после обкатки нужно пройти полное техобслуживание вездехода:
После 2000 км пробега после предыдущего ТО проводится еще одно обязательное обслуживание. Следующее ТО проводится через 1000 км пробега, как и все последующие.
Также важно не забывать о сезонном обслуживании вездехода. Его нужно проводить 2 раза в год, когда происходит смена сезона. Особое внимание стоит уделять уровню затяжки хомутов на патрубках СО, состоянию воздушного фильтра, определению мест протекания охлаждающей жидкости.
Соблюдение правил безопасности играет решающую роль в обеспечении защиты жизни и здоровья как водителей, так и пассажиров гусеничных вездеходов. Помните, что предотвращение выхода из строя механизмов и агрегатов начинается с соблюдения простых, но важных мер предосторожности. Ответственное отношение к управлению гусеничным вездеходом и внимательность к окружающим условиям сделают ваше дорогу более безопасной.