Вездеход – это мощное и надежное транспортное средство, спроектированное для работы в самых экстремальных условиях: от болотистых местностей до заснеженных равнин. Возможности и характеристики снегоболотоходов могут создать иллюзию того, что этот вид транспорта не требует или почти не требует технического обслуживания. Однако это далеко не так.
Для того чтобы обеспечить сохранность эффективности и безопасности вездехода на протяжении многих лет, необходимо уделять должное внимание правильной эксплуатации и регулярному техническому обслуживанию (ТО). Проведение своевременного ТО предпочтительнее, чем устранение поломок, вызванных небрежностью владельца. ТО вездеходов имеет свои особенности, которые, хотя и не являются радикальными, тем не менее, требуют учета.
Правила эксплуатации вездеходов
Снегоболотоходы, предназначенные для передвижения в сложных дорожных условиях или в отсутствие дороги, обычно выдерживают значительные нагрузки. Внезапные поломки такой спецтехники могут вызвать серьезные неудобства, особенно если она находится на большом расстоянии от ближайшего населенного пункта. Чтобы продлить срок службы техники и избежать возможных проблем, следует придерживаться несложных правил эксплуатации:
- перед запуском двигателя убедитесь в отсутствии топливных утечек;
- не перегружайте вездеход сверх установленных производителем норм;
- при движении по пересеченной местности рекомендуется избегать высоких скоростей;
- регулярно проверяйте натяжение ремней и регулировку приводов;
- смазывайте механизмы согласно таблице и схеме смазки;
- проверяйте работоспособность подогревателя, органов управления, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителей, системы обмыва стекол и тормозов.
Кроме этого, следует помнить, что гусеничная техника предназначена для эксплуатации в условиях пересеченной местности, поэтому если приходится часто двигаться по асфальтовым или бетонным дорогам, то возможно, потребуется более частая замена гусениц.
Техническое обслуживание вездеходов
Техническое обслуживание (ТО) вездеходов играет ключевую роль в обеспечении их надежности, производительности и безопасности на дороге. Поскольку снегоболотоходы предназначены для работы в самых экстремальных условиях (бездорожье, болотистая местность, снежная целина), они подвергаются постоянным нагрузкам различного рода. Регулярное ТО позволяет предотвратить поломки, увеличить срок службы транспортного средства и обеспечить оптимальную производительность в различных условиях.
Как проводить ТО: самостоятельно или в сервисе
Водитель вездехода может самостоятельно выполнить некоторые манипуляции с транспортным средством, не прибегая к помощи специалиста. В случаях, когда речь идет о поломках, замене комплектующих и других ситуациях, требующих применения специального оборудования и знаний, – лучше обратиться за помощью к специалистам.
Самостоятельное ТО:
- осмотр двигателя перед каждой поездкой – необходимо убедиться в герметичности всех узлов и соединений;
- проверка надежности крепления всех узлов;
- замена или чистка фильтров;
- проверка уровня жидкостей;
- замена масла в моторе и трансмиссии.
Если в процессе эксплуатации наблюдаются посторонние шумы, выхлоп черного или белого цвета, потеря динамики разгона, нестабильность оборотов агрегата, частичная потеря управления – все это является признаком того, что нужно обратиться в сервис для осмотра вездехода специалистом.
Как часто обслуживать вездеход?
ТО проводит механик, механик-водитель, электрик и слесарь. Проводить его необходимо через 1000 километров пробега, а также через 2000 километров пробега, в рамках которых выполняется:
- проверка необходимости дозаправки соответствующей сезонной охлаждающей жидкости в радиатор;
- проверка натяжения ремней привода вентилятора, привода генератора, водяного насоса, компрессора;
- регулировка приводов управления топливного насоса, сцепления, главной передачи, планетарно-фрикционным механизмом поворота, остановочными тормозами;
- регулировка натяжения гусениц;
- смазывание механизмов согласно таблице и схеме смазки;
- проверка крепления фильтров, топливного насоса и трубопроводов высокого давления;
- замена фильтрующих элементов воздушного фильтра, продувка сердцевины радиаторов;
- проверка электропроводки, заряженности аккумуляторных батарей, чистоты наконечников и плотность присоединений к клеммам;
- проверка надежности крепления электрического контакта колодок соединений на блоке управления подогревателем, отсутствие подтекания топлива и охлаждающей жидкости после контрольного пуска подогревателя.
- проверка, при необходимости восстановление герметичности трубопроводов, разъёмов воздухоочистителя и впускных воздухопроводов дизеля.
Кроме упомянутых выше ТО, необходимо проводить дополнительные работы по уходу за транспортерами:
- один раз в месяц в парковые дни – очищать транспорт от пыли грязи внутри и снаружи, проверять состояние и работу систем освещения, лакокрасочных покрытий, надежность крепления тентов и др.;
- при переводе на сезонную эксплуатацию – промывать систему смазки и заливать существующее сезону масло, промывать топливные баки и заливать соответствующим сортом топлива, проверять состояние щеток коллектора и др.;
- при содержании в консервации – тщательно очищать от пыли и грязи снаружи и внутри, сливать всю воду и насухо протирать наружные поверхности узлов и агрегатов, очищать гусеницы от грязи и отсоединять их и др.
Также рекомендуется проверять уровень охлаждающей жидкости и уровень масла каждые 500 часов работы. Если масло поменяло цвет или консистенцию – его нужно заменить.
Правильная эксплуатация и своевременное техническое обслуживание вездехода – это залог его долгой службы и безопасности. Специалисты компании “Алтайтрансмаш-сервис” готовы помочь в поддержании отличной работоспособности снегоболотоходов – провести качественное ТО, а также обучить водителей гусеничного тягача его правильной эксплуатации и основам ремонта.