Cайт производства
Производитель гусеничных тягачей повышенной проходимости
+7 804 700 52 40
+7 804 700 52 40
+7(385-57)7-02-33
+7(385-57)7-04-09
+7 (961)-982-97-77
Заказать звонок
E-mail
info@altaytms.ru
Адрес
658225, Алтайский край, Рубцовск г, Ленина пр-кт, дом № 204
Режим работы
Пн. – Пт.: с 8:00 до 17:00
Подать заявку
Компания
  • О компании
  • История
  • Лицензии
  • Отзывы
  • Вакансии
  • Реквизиты
  • Документы
  • Контакты
Вездеходы и комплектующие
  • Вездеходы
  • Комплектующие
Услуги
  • Модернизация, ремонт и восстановление гусеничной спецтехники
    • Модернизация ГТ-ТР и вездеходов
    • Обслуживание вездеходов и ГТ-ТР
    • Ремонт и восстановление вездеходов и ГТ-ТР
    • Сборка вездеходов
  • Металлообработка
    • Изготовление металлоконструкций
Статьи
Запасные части
Доставка и оплата
  • Доставка и оплата
  • Гарантия
  • Стать дилером
Контакты
Cайт производства
+7 804 700 52 40
+7 804 700 52 40
+7(385-57)7-02-33
+7(385-57)7-04-09
+7 (961)-982-97-77
Заказать звонок
E-mail
info@altaytms.ru
Адрес
658225, Алтайский край, Рубцовск г, Ленина пр-кт, дом № 204
Режим работы
Пн. – Пт.: с 8:00 до 17:00
Заказать звонок
Подать заявку
Компания
  • О компании
  • История
  • Лицензии
  • Отзывы
  • Вакансии
  • Реквизиты
  • Документы
  • Контакты
Вездеходы и комплектующие
  • Вездеходы
    Вездеходы
  • Комплектующие
    Комплектующие
Услуги
  • Модернизация, ремонт и восстановление гусеничной спецтехники
    Модернизация, ремонт и восстановление гусеничной спецтехники
  • Металлообработка
    Металлообработка
Статьи
Запасные части
Доставка и оплата
  • Доставка и оплата
  • Гарантия
  • Стать дилером
Контакты
    Cайт производства
    +7 804 700 52 40
    +7 804 700 52 40
    +7(385-57)7-02-33
    +7(385-57)7-04-09
    +7 (961)-982-97-77
    Заказать звонок
    E-mail
    info@altaytms.ru
    Адрес
    658225, Алтайский край, Рубцовск г, Ленина пр-кт, дом № 204
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 8:00 до 17:00
    Заказать звонок
    Поиск
    Подать заявку
    Cайт производства
    Телефоны
    +7 804 700 52 40
    +7(385-57)7-02-33
    +7(385-57)7-04-09
    +7 (961)-982-97-77
    E-mail
    info@altaytms.ru
    Адрес
    658225, Алтайский край, Рубцовск г, Ленина пр-кт, дом № 204
    Режим работы
    Пн. – Пт.: с 8:00 до 17:00
    Cайт производства
    • Компания
      • Компания
      • О компании
      • История
      • Лицензии
      • Отзывы
      • Вакансии
      • Реквизиты
      • Документы
      • Контакты
    • Вездеходы и комплектующие
      • Вездеходы и комплектующие
      • Вездеходы
      • Комплектующие
    • Услуги
      • Услуги
      • Модернизация, ремонт и восстановление гусеничной спецтехники
        • Модернизация, ремонт и восстановление гусеничной спецтехники
        • Модернизация ГТ-ТР и вездеходов
        • Обслуживание вездеходов и ГТ-ТР
        • Ремонт и восстановление вездеходов и ГТ-ТР
        • Сборка вездеходов
      • Металлообработка
        • Металлообработка
        • Изготовление металлоконструкций
    • Статьи
    • Запасные части
    • Доставка и оплата
      • Доставка и оплата
      • Доставка и оплата
      • Гарантия
      • Стать дилером
    • Контакты
    Подать заявку
    • +7 804 700 52 40
      • Телефоны
      • +7 804 700 52 40
      • +7(385-57)7-02-33
      • +7(385-57)7-04-09
      • +7 (961)-982-97-77
      • Заказать звонок
    • 658225, Алтайский край, Рубцовск г, Ленина пр-кт, дом № 204
    • info@altaytms.ru
    • Пн. – Пт.: с 8:00 до 17:00

    Внедорожники Великой Отечественной войны

    Главная
    —
    Статьи
    —
    О нашей работе
    —Внедорожники Великой Отечественной войны
    Внедорожники Великой Отечественной войны
    О нашей работе
    15 мая 2025

    В годы Великой Отечественной войны надежность, проходимость и выносливость техники были важнейшими факторами успеха на фронте. Внедорожники сыграли особую роль, обеспечивая связь, доставку военных, эвакуацию раненых и буксировку артиллерии в самых тяжёлых условиях. В этой статье мы расскажем о самых популярных моделях внедорожников того времени, которые заслужили уважение солдат и внесли свой вклад в Победу. Среди них — как отечественные разработки, так и машины, поставляемые по ленд-лизу.

    ЗИС-5

    ЗИС-5

    Одним из самых узнаваемых советских грузовиков, оставивших значительный след в истории, стал ЗиС-5 — среднетоннажный автомобиль грузоподъемностью три тонны. Эта машина, прозванная в народе «трехтонкой» и ласково — «Захаром», сыграла важнейшую роль как в мирное время, так и в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. 

    Первую партию из десяти ЗиС-5 собрали в июне 1933 года на Московском автомобильном заводе имени Сталина. Уже с 1934 года было налажено массовое производство. В основе конструкции лежали американские инженерные решения — советские специалисты локализовали модель Autocar Dispatch SA, адаптировав её под реалии СССР.

    Как отражено в прозвище, ЗиС-5 мог перевозить до трёх тонн груза. Он был оснащён надёжным двигателем объёмом 5 550 см³ и мощностью 73 лошадиные силы при 2 300 оборотах в минуту. Грузовик получил усиленную раму, модернизированные мосты, обновлённую коробку передач, а также более эффективные карбюратор, воздушный фильтр и радиатор. Благодаря увеличенному дорожному просвету под задним мостом ЗиС-5 уверенно чувствовал себя на сложных участках дорог.

    С началом Великой Отечественной войны перед страной стояла задача выпускать как можно больше техники с минимальными затратами. Так появился ЗиС-5В — упрощённая версия «Захара», специально созданная для нужд фронта.

    Военный вариант отличался рядом изменений:

    • кабину изготавливали из дерева и фанеры, крыша покрывалась дерматином,
    • крылья и многие детали не штамповались, а гнулись вручную из листового металла или отливались из чугуна,
    • в целях экономии материалов убрали одну фару и передние тормоза,
    • борт кузова стал откидываться только сзади,
    • руль имел деревянный обод.

    Несмотря на упрощение конструкции, ЗиС-5В сохранил высокую надежность и проходимость. За способность перевозить до 25 человек его уважительно называли «Захар Иванович», так он стал единственным автомобилем с подобным «отчеством» в войсках.

    ЗИС-42

    ЗИС-42

    ЗИС-42 был создан на базе знаменитого грузовика ЗИС-5В, но получил важное отличие — гусеничный движитель вместо задних ведущих колёс. На месте задней оси устанавливались две качающиеся тележки, каждая из которых состояла из штампованных боковин, опорной ступицы и поперечин. Спереди тележки размещалось ведущее колесо, сзади — направляющее. Между ними подвешивалась система из четырёх катков, прикрытых защитным кожухом.

    Весь движитель крепился к полуосям заднего моста, а для дополнительной защиты переднюю ось оснащали поддоном и кожухом. Чтобы защитить гусеницы при движении по пересечённой местности, под платформой устанавливали четыре ограничительных ролика.

    Гусеничная лента шириной 414 мм состояла из двух резинотканевых полос, скреплённых металлическими накладками, которые обеспечивали зацеп с ведущим колесом. Чтобы предотвратить спадание ленты, с внутренней стороны крепились специальные штампованные плицы, а снаружи — резиновые башмаки на металлическом основании.

    Предшественником ЗИС-42 был полугусеничный ЗИС-22М, разработанный ещё до войны и одобренный военными летом 1941 года. Учитывая требования военного времени, конструкцию упрощали: появились угловатые крылья, кабину стали делать из цельного дерева. Эти меры позволили ускорить производство и сделать машины более доступными в тяжелейших условиях фронта.

    Willys MBWillys MB

    Во времена Великой Отечественной войны среди многочисленных образцов техники, прибывавших в СССР по ленд-лизу, особое место занял американский внедорожник Willys MB. Эти компактные и выносливые машины стали незаменимыми помощниками для командиров Красной армии и артиллеристов.

    Идея создания легкого армейского автомобиля зародилась в США весной 1940 года, когда Пентагон объявил о необходимости производства компактного, надёжного и проходимого транспортного средства. Уже в 1941 году компания Willys-Overland начала серийный выпуск модели MB, которая быстро зарекомендовала себя на фронтах Второй мировой войны. Поставки в Советский Союз начались летом 1942 года. Чтобы облегчить транспортировку и минимизировать повреждения, машины доставлялись в разобранном виде, упакованными в специальные деревянные ящики.

    Willys MB представлял собой полноприводной внедорожник с передним продольным расположением двигателя. Четырехцилиндровый мотор объемом 2,2 литра развивал до 60 лошадиных сил по американским стандартам. При испытаниях в СССР мощность составляла около 56,6 л.с.

    Машина была легкой и маневренной. Кузов рассчитан на четырех человек, лишён дверей, оборудован складывающимся лобовым стеклом и брезентовым тентом. Для повышения проходимости внедорожник оснащался подключаемым полным приводом и понижающей передачей.

    Лёгкость, высокая проходимость, динамичность и простота обслуживания сделали Willys MB любимцем командиров. На фронте «Виллисы» использовали как штабные автомобили, а также как тягачи для легких противотанковых пушек. Водители отмечали надежность внедорожника, его неприхотливость к условиям эксплуатации и способность преодолевать труднопроходимые участки, где сдавались более тяжелые машины.

    СтудебеккерСтудебеккер

    Одним из самых узнаваемых символов поставок по ленд-лизу стал трёхосный внедорожники Studebaker US6, выпускавшийся американской компанией Studebaker Corporation в 1941–1945 годах. Эти мощные машины с полным приводом на все три оси сыграли важную роль в обеспечении боевых действий, став незаменимыми на фронтах Великой Отечественной войны.

    Изначально Studebaker US6 разрабатывался для нужд союзников, поскольку американская армия ограниченно использовала эти грузовики — двигатель Hercules JXD объёмом 5,2 литра и мощностью 87 лошадиных сил не соответствовал стандартам вооружённых сил США. В результате большая часть выпущенных машин отправлялась за рубеж, в первую очередь в Советский Союз.

    Первые партии Studebaker прибыли в СССР осенью 1941 года. Уже в 1942 году начались массовые поставки. По программе ленд-лиза в распоряжение Красной армии поступали в основном полноприводные версии с металлическими кузовами. Кроме того, в СССР поставлялись седельные тягачи, варианты с лебёдками, шасси для установки вооружения и специальные модификации с колёсной формулой 6×4.

    Хотя официальная грузоподъёмность составляла 2,5 тонны, в советских испытаниях рекомендовали использовать Studebaker для перевозки до 4 тонн груза. В отдельных случаях на хороших дорогах машина выдерживала нагрузку до 5 тонн. Высокий клиренс и грамотное расположение узлов, чувствительных к влаге, обеспечивали надёжную работу даже при форсировании рек и передвижении по болотистой местности.

    Студебеккеры быстро стали незаменимой частью автопарка Красной армии. Они широко применялись для перевозки личного состава, боеприпасов и грузов, а также стали основным шасси для установки реактивных систем залпового огня «Катюша» — одного из самых грозных видов советского вооружения.

    После окончания Великой Отечественной войны многие Studebaker US6 продолжили службу в Советской армии и гражданских отраслях ещё долгие годы благодаря своей надёжности и ремонтопригодности.

    Внедорожники Великой Отечественной войны стали не только символом надежности и выносливости, но и заложили основу для дальнейшего развития автомобильной техники. Инженерные решения, опробованные в тяжелейших условиях фронта, оказали огромное влияние на послевоенное конструирование машин повышенной проходимости. Модели того времени — от компактного Willys до мощного Studebaker — показали, насколько важны адаптивность, ремонтопригодность и универсальность на поле боя. Их наследие живёт в современных армейских и гражданских внедорожниках, для которых надёжность и выносливость по-прежнему остаются главными качествами.


    Дополнительно
    • Комментарии
    Загрузка комментариев...
    Назад к списку

    • Инструкции и схемы 6
    • О нашей работе 44
    Меню
    Компания
    Вездеходы и комплектующие
    Услуги
    Статьи
    Запасные части
    Доставка и оплата
    Контакты
    Cайт производства
    Адрес
    658225, Алтайский край, Рубцовск г, Ленина пр-кт, дом № 204
    Время работы
    Пн. – Пт.: с 8:00 до 17:00
    Телефоны
    +7 804 700 52 40
    +7(385-57)7-02-33
    +7(385-57)7-04-09
    +7 (961)-982-97-77
    E-mail
    info@altaytms.ru
    Заказать звонок
    ООО "Алтайтрансмаш-сервис" ИНН 2209018892 / КПП 220901001 / ОГРН 1022200804350
    © 2025 ООО "АЛТАЙТРАНСМАШ-СЕРВИС"
    Политика конфиденциальности
    Разработано в Digital Clouds
    ЯндексМетрика