В мире транспортных средств существует уникальный класс, который обладает впечатляющими внедорожными качествами – гусеничные вездеходы. Эти мощные машины способны преодолевать самые сложные и непроходимые местности, будь то снежные полярные просторы, болотистые джунгли или песчаные дюны. В данной статье мы рассмотрим основные преимущества гусеничных вездеходов и особенности управления.
Преимущества гусеничных вездеходов при движении по сложным местностям
- Высокая проходимость – транспортеры могут передвигаться по пересеченной, заболоченной и заснеженной местности, а также преодолевать препятствия под углом и в брод.
- Ультрагрузоподъемность – часто используются для перевозки тяжелых грузов в условиях бездорожья. Например, цистерны с водой для полива или тушения пожаров, бурильно-крановая установка, буровая установка и т.д.
- Устойчивость – гусеницы обеспечивают устойчивость при движении на сложных подъемах и спусках.
- Многодисковые фрикционы и ленточные тормоза плавающего типа – позволяют уверенно чувствовать себя при движении по пересечённой местности со сложным рельефом.
- Универсальность – позволяют передвигаться по разным видам бездорожья: подлесок, болотистая местность, снежная целина.
Однако гусеничные вездеходы также имеют недостатки, такие как более высокий вес, большие размеры и сложность ремонта, что может влиять на их использование в определенных условиях.
Особенности управления гусеничными транспортерами
Управление гусеничными вездеходами включает в себя несколько особенностей:
- предсказуемость при поворотах, по сравнению с колесными транспортными средствами;
- уверенность при движении по пересечённой местности со сложным рельефом за счет дисковых тормозных механизмов;
- удобство и простота управления передачами.
При управлении гусеничными вездеходами важно соблюдать следующие правила:
- проверять работу системы выхлопа, чтобы предотвратить проникновение отработавших газов в салон;
- прекратить движение при включении индикатора перегрева охлаждающей жидкости;
- стремитесь избегать внезапных маневров при передвижении по снежной целине в условиях налипания снега
- не допускать полного опустошения топливных баков, чтобы предотвратить попадание воздуха в систему питания двигателя;
- снижать скорость при движении по лесной извилистой дороге с крутыми и/или неожиданными поворотами, неразведанной снежной целине, лесисто-болотистой местности, просёлочной дороге с ямами, кустарнику;
- если скорость вращения двигателя снижается под воздействием нагрузки, необходимо переключиться на более низкие передачи;
- осуществлять переключение передач на ровных участках дороги быстро, но без резких движений;
- объезжать препятствия, преодоление которых вызывает сомнения;
- избегать движения транспорта по глубокой колее.
Препятствия, болота и водные преграды: как управлять транспортером на сложных участках
Различные препятствия
Ямы, насыпи, рвы и подобные препятствия требуют преодоления на низкой передаче, двигаясь под прямым или близким к нему углом, без манёвров, передачи в этот момент не переключать. Чтобы осуществить подъем на на насыпь, нужно увеличить обороты двигателя.
На длинных и сложных участках дороги рекомендуется также передвигаться на низших передачах. В случае застревания гусениц следует попытаться выбраться задним ходом.
Перед спуском с крутого склона сначала нужно оценить особенности грунта, крутизну склона, а также изучить дорогу на наличие/отсутствие канав, поворотов, выбоин и т.п. Спускаться со склона нужно на первой передаче, используя двигатель для торможения. При необходимости совершения поворотов на спуске нужно делать это мягко, избегая скольжения. Резкое торможение во время спуска не рекомендуется.
Перед пересечением моста следует проверить состояние его опор, перекрытий и покрытия. Движение через мост должно осуществляться со скоростью не превышающей 10 км/ч, не нужно останавливаться, переключать передачи или разворачиваться.
Заболоченные участки и болота
Для успешного преодоления заболоченных участков следует выбирать наиболее прямой маршрут с минимальным числом поворотов. Перед началом движения рекомендуется определить примерное направление – необходимо визуально оценить состояние болота и, по возможности, измерить толщину торфяного слоя.
Болотная растительность может дать представление о толщине торфяного слоя. Смешанный лес может указывать на небольшую толщину торфа, в то время как карликовые сосны указывают на верховое болото с глубоким торфяным слоем. Болото, покрытое бурыми мхами, без растительности обычно имеет более мощный торфяной слой, по сравнению с тем, где растет тростник, осока или трава.
Не следует следовать по уже имеющимся следам и стараться пересекать. Это связано с тем, что многократное прохождение транспорта по одним и тем же следам увеличивает их глубину, что может привести к тому, что вездеход сядет днищем на грунт. Рекомендуется передвигаться с использованием низших передач, плавно регулируя частоту вращения двигателя по мере необходимости. Внезапное изменение скорости может стать причиной к потери сцепления с грунтом, что, в свою очередь, приведет к буксованию.
Если гусеницы застревают и скорость движения снижается, следует остановиться, отъехать назад на свежий след и выбрать новый путь, обращая внимание на условия впереди.
Наибольшую угрозу представляют озера, покрытые зыбуном (торфяно-растительный ковер на поверхности). Определить, находится ли транспорт на таком участке, можно по распространяющейся впереди волне. Чем быстрее и сильнее волна, тем тоньше зыбун. В таких ситуациях следует продолжать движение, сохраняя прежнее направление и скорость.
Водоемы
В начале нужно осмотреть место, где планируется спуск в воду, оценить крутизну спуска и удостовериться, что в воде нет свай, крупных камней, опрокинутых деревьев. Также важно определить, где возможно выйти из воды
Спуск в воду должен осуществляться под прямым углом к берегу на самой низкой передаче, с минимальной скоростью и, по возможности, без наклона. При наличии сильного течения рекомендуется направлять транспорт под углом к течению, чтобы избежать его поворота. Осуществлять движение на воде обычно рекомендуется на четвёртой или пятой передаче с максимальными оборотами двигателя. Разворачиваться необходимо заблаговременно.
Если гусеницы застряли и невозможно выехать на берег, нужно медленно и осторожно спуститься обратно в воду на задним ходом. В случае потери управления из-за течения или ветра, необходимо использовать страховочный трос, предварительно надежно закрепленный на противоположном берегу.
Лесистая и глинистая местность
Летом в период жары в лесу очень важно предотвращать возможность искрения из выхлопной трубы машины, причиной искр могут быть неисправности двигателя. Чтобы избежать возгорания, необходимо регулярно очищать выхлопную трубу от хвои и веток.
При движении по глинистой местности липкий грунт может прилипать и застревать в гусеницах транспортера. Это может стать причиной изменения формы гусеницы и её снятия с колеса. Поэтому необходимо проявлять осторожность на таких участках дороги, не выполнять резких поворотов и маневров на обратном ходу вне колеи. Нельзя двигаться по глинистой поврехности с чрезмерно натянутыми гусеницами.
Особенности гусеничных транспортеров от Алтайтрансмаш-сервис
ООО “Алтайтрансмаш-сервис” занимается конструированием, производством и продажей гусеничных вездеходов и установкой на них технологического оборудования по потребностям заказчиков. Наши транспортеры работают в условиях заснеженной целины, лесисто-болотистой местности, лесотундры с подростом на севере Тюменской области и Красноярского края, в Хабаровском крае, в Кемеровской, Читинской и Магаданской областях.
Главными особенностями наших снегоболотоходов являются:
- большой выбор моделей для различных областей использования: бурение скважин, горнодобывающая отрасль, обслуживание и ремонт нефтепроводов, ЛЭП, перевозка грузов, в том числе и опасных, полив, тушение пожаров, строительно-монтажные работы и т.д.;
- способность работать широком диапазоне температур – от экстремальных морозов до жары;
- хорошая маневренность даже на размытых и заболоченных участках дороги;
- возможность преодоления преград под углом до 35°;
- большая вместимость салона – до 10 человек;
- грузоподъемность до 6,5 тонн;
- виброшумоизоляция.
Благодаря своей маневренности и устойчивости, гусеничные вездеходы способны без труда преодолевать труднодоступные участки дорог, где другая техника не проедет вовсе. Таким образом, использование гусеничных вездеходов в различных отраслях значительно улучшает производственные процессы и способствует повышению общей эффективности работы.